Кому выгодно сжигать продукты и дорогие вещи, если миллионы людей живут в нужде

В то время, как почти 2 миллиарда человек голодает или недоедает, а более 700 миллионов человек живет в беспросветной нищете, компании и государства регулярно уничтожают горы еды, совершенно новой одежды и техники. Как и, главное, почему это происходит? Изменит ли ситуацию разумное потребление, о необходимости которого говорят экологи?
GettyImages
Разумное потребление
Реклама и маркетинг внушают потребителям, что зазорно ходить со старым телефоном, машину нужно менять каждые пару лет, а надевать два раза подряд одну и ту же блузку стыдно. Ведь бизнес должен расти, а для этого мы должны покупать, покупать и покупать…
© Depositphotos
Нас приучили, что покупки — прекрасный способ снять стресс, заглушить боль, самоутвердиться, развлечься или проявить свою индивидуальность. Но радость от приобретения быстро проходит, а ненужных товаров становится всё больше и больше.
GettyImages
Вдобавок ко всему производящая их индустрия грозит планете изменением климата, истощением ресурсов и загрязнением окружающей среды. При производстве одежды выделяются миллиарды тонн парниковых газов. А выращивание хлопка и окрашивание тканей загрязняют воду токсичными химикатами, делая ее непригодной для дальнейшего использования.
Так как же разорвать порочный круг массового потребления? С одной стороны, над проблемой работают правительства, корпорации и международные организации. Например, ООН в 2005 году приняла рамочную программу по разумному потреблению и производству.

View this post on Instagram

A post shared by Azra Aya (@ayabecirovic)

Включились в процесс и представители модной индустрии. В 2019 году 150 ведущих марок (включая Gucci, Chanel, Nike, Prada) подписали «Модный пакт», направленный на борьбу с выбросами парниковых газов, сокращение отходов производства и использование переработанных материалов.
GettyImages
С другой стороны, каждый может начать с себя. Для этого нужно выбирать товары, при производстве которых было использовано меньшее количество ресурсов и энергии. Следует игнорировать рекламу, планировать расходы, избавиться от всего лишнего, ценить старые, но вполне исправные вещи.

View this post on Instagram

A post shared by ИнфоКино представляет (@in.fo_kino)

В конце концов, можно начать с того, чтобы хотя бы месяц не делать новых покупок. Как герои немецкой комедии «100 вещей и ничего лишнего», которые обнаружили, что чем более человек обеспечен материально, тем более он отдаляется от простого счастья.
Как и зачем уничтожают товары хорошего качества
Санкционные продукты
Только за три года действия президентского указа от 29 июля 2015 года в России уничтожили 26 тысяч тонн еды. Санкционные сыры, мясную продукцию, фрукты сжигают или давят катком, а затем закапывают.

Сделали бесконечный ролик про уничтожение еды в России — гусей в мусорку, говядину в печьhttps://t.co/HkpbHGwsSQ pic.twitter.com/8bIDA7K5X4
— Meduza (@meduzaproject) August 12, 2015

И это не только отечественные реалии. Например, французские фермеры регулярно уничтожают ввезенные в страну сыры и рыбу, протестуя против низких цен на местную продукцию. Контрафактные и некачественные продукты питания сжигают в Китае.
© Depositphotos
Еще больше еды с просроченным сроком годности попадает на свалки из супермаркетов. По некоторым оценкам до 20 %. Их, конечно, можно было раздать нуждающимся. Но это противоречит регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и федеральному закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Поэтому проще и безопаснее закопать.
Грязный секрет модной индустрии
Мода, как известно, дама ветренная и переменчивая. А высокая мода тем более. Что делать с нераспроданной коллекцией прошлого года? Если продать по сниженным ценам, то это может негативно повлиять на продажи новой коллекции. Может раздать бедным? Но захочет ли богатый человек заплатить за вещь тысячи долларов, увидев ее на бедняке?
GettyImages
Поэтому выход один: сжечь. Так, британский люксовый бренд Burberry ежегодно сжигает одежды на 20–30 миллионов долларов. Излишки регулярно уничтожают также Louis Vuitton, Nike, Michael Kors и другие. А по данным экологов, в процессе сжигания одежды в атмосферу ежегодно попадает больше парниковых газов, чем от авиатранспорта и морских перевозок вместе взятых.
GettyImages
Впрочем, хоть и медленно, перемены к лучшему всё же пробивают себе дорогу. В 2019 году правительство Франции приняло закон, запрещающий уничтожение нераспроданной одежды. Теперь вся она должна попадать на вторичную переработку. Под действием экоактивистов пошел на попятную и Burberry. Там сообщили, что «откажутся от экологически вредной практики уничтожения вещей».
Техника
В 2018 году стало известно, что крупнейший американский онлайн-магазин Amazon уничтожает огромное количество как новых, так и возвращенных товаров в Германии. Одна из сотрудниц Amazon рассказала, что ежедневно уничтожала товары на десятки тысяч евро.
GettyImages
««Это огромный скандал, мы потребляем эти ресурсы, несмотря на все проблемы в мире. Такой подход не идет в ногу со временем.», — прокомментировал ситуацию министр природы Германии Йохен Фласбарт. Amazon не оспаривает, что уничтожает товары. Но в компании не знают, что делать с товарами, которые нельзя продать, перепродать или подарить.
GettyImages
Как видишь, ежеминутно по всему миру уничтожают тонны одежды, бытовой техники и продуктов питания, которые могли бы изменить чью-то жизнь к лучшему. Ситуацию могло бы изменить разумное потребление. Кроме пользы для экологии, оно позволяет сэкономить деньги на действительно важные вещи, получив максимум пользы немедленно.
В статье и на превью использованы фото Getty Images.
Запись Кому выгодно сжигать продукты и дорогие вещи, если миллионы людей живут в нужде впервые появилась Так Просто!.