Текстовая часть мастер-класса
Давайте начнем немножко со скучной части, немного такого академического вступления. Не буду вас долго утомлять этим. Но, в принципе, давайте немножко разберемся с определением, что такое антиквариат, что такое винтаж, и что мы подразумеваем под этими терминами.
В принципе, какого-то определения такого законодательного, что такое антиквариат – не существует. Существует скорее бытовое определение – это предметы, которые, в принципе, старше 50 лет. Но если у нас сейчас с вами 2018 год, то минус 50 – это… как?
Вот, это 1968 год. То есть, вы понимаете, что вещь, которая была выпущена ранее 1968 года…ну, наверное, с трудом ее можно назвать антикварной, да? Поэтому в законодательстве у нас есть… В российском, по крайней мере… У нас есть определение – культурная ценность. И временных рамок для нее тоже не существует.
Культурная ценность – это не то, что старше 50 лет или не то, что старше 100 лет. Это вещь, которую определяет Минкульт. Да и, собственно, обычно это предметы которые старше 100 лет. Но это 1918 год. Понятно, что это тоже не такие уж и старые вещи. И, собственно говоря, само определение “культурной ценности” дает Минкульт. И, собственно, есть специалисты, которые занимаются этим определением.
Почему это важно? Это важно, в первую очередь, для такой прекрасной истории, как ввоз и вывоз. Да, это в первую очередь нас, собственно, и интересует.
Ну и что такое vintage? Vintage – еще более размытое понятие, которое совсем никто не понимает. Нигде это не прописано. Это абсолютно то же бытовое определение. Считается, что это вещь старше, где-то, 20 лет. Но с определенными характерными признаками того или иного стиля, дизайнера, эпохи. Ну, и так далее. То есть она должна быть какой-то знаковой.
То есть, вот прекрасная…не знаю…чешская стенка 1987 года выпуска. Но вряд ли мы ее отнесем к винтажной. Итак, почему для нас это важно? Как я уже сказала, это важно потому как нам надо понимать, что мы можем купить, сюда привезти и вывезти. Потому что мало купить.
Самая главная история: как это все потом попадет на наши объекты, к нашим заказчикам. И каким образом вообще правильно с этим работать. Я знаю, что будет главный вопрос, который всех волнует. Его всегда спрашивают. Он такой же животрепещущий. Как это вообще: в принципе привезти?
Но как бы мне ни хотелось, я вам не открою никакого секрета, никакой тайны. Как правильно налоговые, эммм… таможенные декларации заполнять. Мы просто работаем с транспортной компанией, которая умеет это делать. Которая не первый год работает. Вот поэтому сами мы не возим.
Поэтому мне очень часто пишут в Instagram и Facebook вопросы: “Я вот поехала в Европу, увидела здесь комод. Как мне его привезти?”. Как сделать? Я говорю: “Я не знаю, как это сделать”. Вот. Потому как я еду целенаправленно на закупки для своих проектов, для своих заказчиков. Предупреждаю об этом транспортную компанию, а логисты это все организовывают и привозят.
Поэтому хотелось бы мне раскрыть вам тайну, но тайны нет. Но тем не менее понимать, что покупать и как это вывозить все равно нужно. Вам в помощь такой вот справочник: “Искусство в движении” Джудит Стейнс и Хулио Пинель. Он есть на русском языке, он доступен в интернете, его можно погуглить, и он скачивается в электронной версии.
Он описывает правила ввоза и вывоза предметов для Европы и России. Что самое интересное, законы для разных стран отличаются. И российское законодательство основано на итальянском. Итальянское законодательство по вывозу антиквариата и культурных ценностей достаточно жесткое и достаточно строгое. Российское тоже.
У нас история такая. Большинство вещей можно ввезти достаточно легко. Ввезти! Но достаточно сложно вывезти. Особенно… То есть и на это не влияет страна происхождения. Если вы для своего заказчика купили какой-то прекрасный предмет искусства в Лондоне и все это привезли, а потом он говорит: “Ну всё, я переезжаю на постоянное место жительства во Францию. Хочу теперь все это вывезти”. На это тоже будет отдельная история. Не факт, что это вообще разрешат вывезти. Особенно если это признают культурной ценностью.
Несколько советов по созданию винтажного стиля своими руками
Поэтому для того чтобы это ввозить и вывозить обязательно нужны справки. Ну и, собственно, лучше озаботиться этим заранее, если вы собираетесь покупать какие-то такие предметы. Что касается французского законодательства, то оно намного более лояльное, оно проще относится к вывозу. И, в общем-то я, например, в принципе, большей частью на свои закупки и на свои поиски езжу во Францию.
Сейчас расскажу про места, где я бываю чаще всего. Вот. Поэтому в этом плане Франция она такая – более либеральная, немножко попроще. Итак, где можно покупать? Где можно искать? Я, наверное, дам вам несколько идей. Может быть что-то из этого вы знаете, что-то может не знаете.
Это аукционные дома. Аукционные дома, достаточно крупные – это в основном европейские и американские аукционные дома. Но, тем не менее, в каждой стране они есть свои. К сожалению, в России аукционных домов не так много. То есть их практически нет. Вот поэтому мы больше всего будем говорить с вами про Европу.
И, собственно, кажется что покупать на аукционе – это что-то такое сложное. Сложное и очень дорогое. Да? Мы все смотрели с вами фильмы, где стоит аукционист. Объявляет лоты, все сидят в зале, все торгуются. Сейчас, конечно, есть до сих пор это. Это целое такое мероприятие культурное. Какие-нибудь вечерние торги Сотбис. Но, тем не менее, сейчас это все проводится в интернете.
Можно зарегистрироваться. На самом деле я вам очень советую сходить на все эти сайты, посмотреть. Потому как очень интересно просто даже смотреть каталоги, подписаться на рассылку. Например, у Сотбис и у Кристис великолепная рассылка. Они рассказывают о предметах декоративно-прикладного искусства, они рассказывают о мебели.
Ну, в общем-то, у каждого из аукционов есть своя специализация. Вот. Здесь есть и австрийские, шведские, французские дома. И каждый из них занимает определенную нишу. Да, понятно, что Сотбис и Кристис – это самые крупные, все остальные – они немного мельче. Но, тем не менее, там везде можно покупать, везде можно зарегистрироваться; лоты; заранее можно зарегистрироваться в интернете.
Вот поэтому, как бы, с этим нет больших сложностей, кажется что… Кажется, что это что-то такое очень, очень дорогое. Вот. Но на самом деле, например, этот стокгольмский аукционный дом, который предпоследний. Он специализируется на шведском дизайне. Это где-то начало двадцатого века. Тоже стоит того, чтобы посмотреть. Посмотреть на их сайт и посмотреть на их рассылку.
Еще что важно? Здесь важно, что аукционные дома всегда после того, как проходят торги, публикуют цены. Да? То есть, это открытая информация. И в покупке винтажных и антикварных предметов тоже очень важно ориентироваться именно в ценах. Потому что, опять же, заказчики всегда спрашивают сколько это будет стоить. Мы не говорим о том, что… Не все хотят это использовать в своих проектах, но уж если хотят, то самая большая сложность: “А вот почему именно столько?”.
Почему эта люстра или этот комод будет стоить столько, а не меньше или не больше. Как определить вообще, это стоит того или нет? То есть, если это какая-то серийная вещь и мы знаем, что эта фабрика выпускает из года в год, это, как бы, понятно. Запросил прайс, вот – все понятно. А почему антикварные вещи так или иначе оценены – здесь сложно отследить.
Поэтому здесь, скорее, важную роль играет именно опыт. Поэтому очень полезно отсматривать цены и вообще в принципе интересоваться, сколько стоит. Точно так же, если вы куда-то ездите и покупаете. Ну и несколько сайтов кроме аукционных домов. Вот этот, я думаю, что многие из вас знают: 1stdibs.com. Это такой агрегатор большой.
Это американский сайт, который собрал достаточно большое количество галерей. При этом там есть не только мебель, предметы дизайна, там есть ювелирное искусство. В общем там много разных прекрасностей. Что самое приятное, на этом сайте – очень удобный поиск. Вы можете сделать сортировку по периодам. Вы можете сделать сортировку по стилям. По стоимости. И так далее. И опять же, ориентироваться легко.
Можно использовать там какие-то картинки в проектах. Это такой вот рабочий инструмент. При этом там тоже можно купить. Можно напрямую отправить запрос галерее и узнать стоимость. Запросить дополнительную информацию о состоянии вещи. Можно запросить дополнительные фотографии. В общем, он в работе, такой вот подготовительной, действительно хорош.
Ну, понятно, что есть ebay. Я на самом деле как-то не особо пользуюсь, но у меня есть некоторые клиенты и знакомые, которые что-то периодически там покупают. Но это вот прям надо сидеть, искать. Это для любителей охоты.
Пару книг для вас я приготовила, которые можно использовать в такой подготовительной работе. Еще одна история про цены. Есть справочники, разные авторы, разные составители. Вот этот – “Kovels’ antiques” – хорош тем, что его обновляют каждый год. Вот уже есть, например, на 2019 год. Он публикует цены прямо по разделам. Стекло, металл, мебель, светильники и так далее по периодам. В общем то же: что, где, когда продалось, сколько это стоит, какие-то знаковые вещи, предметы дизайна. Тоже очень полезно знать.
Ну а остальные книги – это, скорее, мой выбор того, что стоит читать и как в принципе работать с этими предметами. Не везде там есть подробная информация о том, что вот антиквариат, его надо вот так или вот так применять. Понимаем прекрасно, что каких-то строгих правил нет. Тем не менее есть те, кто больше склонен с этим работать и есть авторы, например, которые мне нравятся и которых просто иногда для вдохновения тоже приятно посмотреть.
Например, Сибелла Курт. Может быть вы ее тоже знаете. Это стилист, который живет в Австралии. Она много работала для американских интерьерных журналов. Теперь она выпускает книги. У нее есть, по-моему, их уже пять или шесть. Они сами прекрасно изданы. И при этом она такой безумный коллекционер-собиратель. У нее очень много этнических вещей, какого-то такого этнического антиквариата, который, может быть, в наших интерьерах не так часто встречается и не так популярен. Но тем интереснее на это посмотреть, потому как расширяет горизонты значительно.
Еще пара книг… Это больше такая история про декораторство и про то как сочетать между собой. Такой достаточно эклектичный и смелый микс. Мне кажется вот эти книги как раз хороши тем, чтобы посмотреть пример таких достаточно смелых миксов, достаточно свободных и легких. Потому что, ну вы все знаете, часто мы смотрим публикации и наши интерьеры отличаются тем, что вот они очень-очень правильные, очень выверенные. Они хорошо стилизованы, для журнала опубликованы. Но вот часто в них нет какой-то такой жизни.
Поэтому вот эти книги как раз хороши тем, что они показывают такие более свободные, более легкие интерьеры. Левая книга – “Industrial Vintage”. Это больше про такие индустриальные предметы в стиле лофт. Но это такие лофты, не наши лофты стилизованные “в квартире потолком 2 м 50 см мы делаем лофт”. Это вот такое более аутентичное, правильное. Так что тоже можно смотреть.
“Modern vintage style” – больше про декорирование интерьерBynthmth, которые могут быть… ну даже не представлять какой-то особой ценности, но при этом они с точки зрения формы, с точки зрения пропорций – достаточно симпатичные и приятные. Почему бы и нет?
Ну а это такой мой списочек мест, куда я обычно езжу. На самом деле я ищу всегда и везде. Даже если я куда-нибудь летаю в отпуск, то обязательно суббота, воскресенье проходят где-нибудь на блошином рынке, ярмарке и так далее. Поэтому часто это может быть даже достаточно такая незапланированная, спонтанная покупка.
Конечно, нужно обязательно смотреть расписание, потому что, например, вот Feira da Ladra Lisbon работает во вторник. Вот. То есть не все блошиные рынки и ярмарки работают в субботу и воскресенье. Но, наверное, самый любимый, самый “понятный” и самый беспроигрышный в плане винтажных находок это Clignancourt – парижский блошиный рынок.
Может быть кто-то из вас был, наверное вы знаете, что это не один рынок, а целых семь. Это историческое место, которое существует уже не одну сотню лет и многие продавцы, если с ними разговаривать, что я тоже всегда очень люблю делать, рассказывают о том, что на этом же месте антиквариатом торговала их там… не знаю… мама, бабушка, прадедушка.
Сообщение Мастер-класс: винтажный стиль в интерьере появились сначала на .